Translate

пятница, 16 ноября 2012 г.

Итоги II - 1 (II четверть, первая неделя)

    Прошла первая неделя второй четверти. Не буду лукавить: в понедельник я шла на работу без энтузиазма и огня в глазах. Устало и с опаской: "смогу ли устоять?" И эта первая неделя, после которой я не чувствую себя опустошённой, несостоявшейся и бесконечно уставшей. Хотя мои дети остались прежними. Просто они кое-чему меня научили. Вот этим уроком и хочу поделиться.
    Не воспитывать детей надо, а любить их. Каким ты ни будь крутым воспитателем, но есть в развитии ребёнка моменты, которые невозможно преодолеть воспитанием, их надо просто переждать в терпении. Нельзя изменить характер ребёнка. Никак. Максимум - научить хорошим привычкам. И то, если он сам (сам!) захочет этими привычками обладать. Ив самую сложную пору своей жизни - в период детской незащищённости, роста, взросления - человек нуждается не в воспитателе, не в учителе, а в том, кто его любит и принимает. Самое большое, что может сделать учитель, - взять на себя ответственность быть рядом с ребёнком и принимать его полностью.
    По сути, существует лишь САМОвоспитание, всё остальное - пример и влияние.
    Мне иногда кажется, что я слышу не физическими ушами, каким-то другим органом, что они, мои ученики, просят меня продолжать всё, что я делаю, не обращая внимания на их отрицательную реакцию. Их капризы, обиды, возмущения, как залог уважения и дружбы, только - чуть позже. Зато непременно.  Я заметила, что после каждой выходки, на которую я отреагировала доброжелательно, без жалоб родителям, без гневных записей в дневнике, они раскаиваются самостоятельно, стараются исправить своё поведение, пусть не всегда с окончательным успехом.  Конечно, грань здесь невероятно тонкая и опасная, но время показывает, что я мы близки к истине. Многие мои нововведения воспринимаются уже без атак, спокойно, доброжелательно.
    Например, в  нашем классе сложилась добрая традиция: начинать день со слушания. Минут за пять до начала первого урока мы заканчиваем приготовления, садимся на свои места и слушаем. Первую четверть я читала им "Короля Матиуша" (подсмотрела этот приём в одной книжке, признаюсь). Каждый день, понемногу. А теперь решила его оставить, предложив детям дочитать эту книгу самостоятельно. Большое произведение для чтения в классе. Теперь ищу маленькие, но ёмкие, поучительные, эмоциональные рассказы. Если вы знаете что-либо подобное, посоветуйте, пожалуйста. Но поиск поиском, а слушать надо - привычка есть, нельзя её оставлять. И эту неделю мы слушали классическую музыку. Чайковский, Моцарт, Бетховен... Это здорово, поверьте. Во-первых, ребята успокаиваются до урока. Кстати, мне уже не надо их призывать занимать свои места, хотя ещё не было звонка (первое время возмущались). Они уже сами как-то чувствуют и усаживаются, готовятся. Во-вторых, создаётся благожелательная атмосфера. Пусть она продержится только первый урок, но всё же... В-третьих, детям это нравится! Как я это поняла? Мне не приходится их успокаивать их силой и авторитетом, я не применяю строгость - просто напоминаю, как мы ведём себя, когда слушаем музыку. А потом - музыка делает своё дело))
    Нет времени рассказать о тех интересных уроках, которые прошли на этой неделе. А они стоят внимания. Об этом - чуть позже.

    P.S. Вчера у нас прошло родительское собрание. Его итоги опубликую в отдельном сообщении с громким заголовкам и привлекательной вводной частью - чтобы привлечь внимание родителей, по некоторым причинам не посетивших собрание.
 

2 комментария:

  1. В работе вы не топчетесь на месте, но сильной птицей летите вперед, увлекая за собой, в страну знаний! Желаю вам радости познания детских сердец! У вас самая трудная и самая счастливая профессия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Георгиевна, спасибо за тёплые и верные слова. Всегда буду благодарна за советы, замечания, рекомендации.

      Удалить

Обо мне

Моя фотография
"Людей неинтересных в мире нет..." Обрести способность видеть необыкновенность твоего ближнего. Развивать талант убедительно сообщать тем, кто рядом, об их исключительности и значимости. Я уверена, что эти действия приводят к счастью. Люблю вопросы: и задавать, и отвечать. Ведь жизнь, построенная в форме диалога, не может оказаться скучной. Потому окружаю себя книгами и детьми: у них всегда предостаточно вопросов))))