Translate

вторник, 24 февраля 2015 г.

Герои нашего времени


Прочитали с девятыми классами роман М. Ю. Лермонтова..., написали сочинение, сыграли в интеллектуально-творческую игру под нехитрым названием "Викторина". Мне было радостно видеть ребят, думающих, сомневающихся, спорящих не по поводу новой модели айфона или "классной фотки в инсте", но - прочитанной книги. Радостно вдвойне - видеть, что они довольны своими результатами.

Хочется назвать фамилии ребят, особенно проявивших свои знания на викторине:
Пипенко Роман (I место);
Малимонов Святослав (II место);
Краков Олег (III место), Ермашенко Андрей (III место).
Долго собирались, много шумели ("думали: революция свершится", - отзывались проходившие мимо кабинета, где мы играли. Ко всеобщему спокойствию, обошлось), вспоминали счёт до шести, формируя команды. Да уж. Порядок и дисциплина - это пока не наша сильная сторона. Но: так же эмоционально и увлечённо играли. Напряжённо вспоминали прочитанные страницы. Доверяли товарищам, восхищаясь их памятью и находчивостью. И (положа руку на сердце) мне было приятно увидеть одно нарушение в ходе игры (конечно же: и виду не подала. напротив: собрала всю строгость в одну фразу, чтобы это нарушение устранить): первый тур, который выявляет трёх главных победителей (их имена - выше) играется по принципу "каждый за себя". И совсем невыгодно в это время подсказывать товарищу. А они подсказывали. Более того - совещались, пока я (из-за взволнованности и некоторой личной несобранности) отвлеклась. Повторила правила первого тура для этой команды (для чего и призвала на помощь всю свою строгость), на что получила, в принципе, ожидаемый ответ: "мы же команда...".
Как не сказать о жюри))) Максим, Артём, Коля, Лёша, спасибо вам. За чёткость и собранность. За ответственность и честность. Так уж вышло, что перед самой игрой пришлось поменять состав жюри полностью. Но по работе ребят это нисколько не было заметно.
И наконец. Вот он, состав викторины.
1 тур. 
Как уже было отмечено выше, цель это тура - выявить самых-самых знатоков текста. Пока идут следующие два тура, жюри проверяет выполненные задания и подсчитывает баллы.
  1. Почему Грушницкий поехал на воды?
  1. Во что была одета княгиня Лиговская во время первой встречи с Печориным? 
  1. Что особенное было в одежде княжны во время её первой встречи с Печориным? 
  1. Откуда любовался Бэлой Казбич на свадьбе?
  1. Что делал особенного Максим Максимыч при разговоре с автором?
  1. Что было поблизости Койшаурской горы, где толпились грузины и горцы и где отдыхал автор?
  1. По какой горе штабс-капитан определял погоду? 
  1. Какой народ знал только одну фразу на русском языке: «дай на водку»?
  1. Кто тащил подводы по извилистой дороге на Гуд-гору?
  1. Кто читает «что-то из Корана» на свадьбе, где Печорин встретил Бэлу?
  1. Где не живёт скука, по мнению Печорина?
  1. Кто, по мнению Максима Максимыча, ввёл моду скучать?
  1. Какого цвета был бешмет у Казбича?
  1. Как Печорину удалось завоевать сердце княжны Мери?

  1. В чём неприязнь Печорина к Грушницкому?
2 тур
Проходит по принципу "своей игры": выбираем рубрику и ставку. В случае ответа баллы прибавляются, в случае ошибки - отнимаются. 
Портрет
10
20
30
40
50
Названия
10
20
30
40
50
Природа
10
20
30
40
50
Разговоры
10
20
30
40
50
Оружие
10
20
30
40
50


Портрет 10: Чьё это описание: «Наружность …отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации…»
Портрет 20: Чей это портрет: «Женщина в соломенной шляпке, окутанная чёрной шалью…с глубокими и спокойными глазами…Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами»
Портрет 30: О ком это сказано: «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно  давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду».
Портрет 40: Чьё это описание: «Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие  в серебре».
Портрет 50: Он  «был мал ростом , и худ, как ребёнок…Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть  в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность…Молодёжь  прозвала его  Мефистофелем».


Разговоры 10 Кто произносит следующие слова: «Я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своей жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута».
Разговоры 20 Кто и кому говорит следующие слова: «Как только  будет можно, отправлюсь – только не в Европу, боже избави!- поеду в Америку, в Аравию,  в  Индию – авось где-нибудь умру на дороге».
Разговоры 30: Ему была предсказана смерть от злой жены, однако умер он, возвращаясь из Персии.
Разговоры 40: Чьи слова: «Мне везде дорога, где только ветер дует да море шумит».
Разговоры 50: О ком сказано: «Он покраснел: ему стыдно было убить человека  безоружного…»

Оружие 10: В чём была неисправность пистолета Печорина во время его дуэли с Грушницким?
Оружие 20: От какого вида оружия погиб Вулич?
Оружие 30: Что потребовал Максим Максимыч у Печорина, когда узнал, что тот украл Бэлу?
Оружие 40: На скольки шагах дрались Печорин и Грушницкий?
Оружие 50: Что украл слепой мальчик у Печорина (глава «Тамань»)? Ответ: шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал

Природа 10: Из какой главы этот пейзаж? Кто его описывает? «Уж солнце начинало прятаться за  снеговой  хребет,  когда  я  въехал  в
Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей,  чтоб  успеть
до ночи взобраться на Койшаурскую гору,  и  во  все  горло  распевал  песни.
Славное место эта долина! Со  всех  сторон  горы  неприступные,  красноватые
скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар,  желтые  обрывы,
исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а  внизу
Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного,
полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает,  как  змея  своею
чешуею.»
Природа 20: Имя лошади Казбича
Природа 30: Незадолго до какого события на Печорина нахлынули такие чувства? «Я не помню утра более голубого и свежего!.. В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку… как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль!».
Природа 40: Что произошло на этом месте чуть позже? «Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы:  площадка  была  покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом  тумане утра, теснились вершины гор, как  бесчисленное  стадо,  и  Эльборус  на  юге вставал белою громадой, замыкая  цепь  льдистых  вершин,  между  которых  уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю  площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в  гробе;  мшистые  зубцы  скал,  сброшенных  грозою  и временем, ожидали своей добычи»
Природа 50: В повести «Бэла» М.Ю. Лермонтов так описывает зимнее путешествие в горах Кавказа: «И ты, изгнанница, – думал я, – плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть, где развернуть холодные крылья, а здесь тебе тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку своей клетки». К кому или к чему автор обращался в этом отрывке?

Названия 10: Что обозначает слово «кунак»?
Названия 20: Отрывок из Фицджеральда: «Интересная дуэль описана в одной повести Пушкина. Противники стояли оба на краю пропасти так, что получивший даже пустяковую рану должен был погибнуть». В чем ошибался Фицджеральд? Ответ: Это Лермонтов: дуэль Печорина и Грушницкого
Названия  30: Женское имя, имя и отчество, скверный приморский городишко, титул и имя. Назовите пятый элемент этой небесконечной цепочки.
Названия 40: В каких городах происходит действие повести «Княжна Мери»?
Названия  50: В происхождении названия Чертовой долины, одного из мест действия «Героя нашего времени», нет ничего бесовского. Просто там некогда было нечто, что сейчас находится несколько севернее. Что именно? Ответ: Граница Грузии с Россией.

3 тур.
Творческий и решающий. Одно задание оценивается в 30 баллов. Один за другим (с интервалом в 30 секунд) идут 7 слайдов, которые представляют собой коллаж из 4 картинок. Задача команды - догадаться, на какое событие романа намекают данные изображения. Первый слайд пускаем для образца и разгадываем его вместе. Ответы команды записывают на листочках. В конце показываем слайды ещё раз с интервалом в 10 секунд. 

https://drive.google.com/file/d/0B2fmomhCYCebQVlSMm5oc25RaXM/view?usp=sharing

Подводим итоги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
"Людей неинтересных в мире нет..." Обрести способность видеть необыкновенность твоего ближнего. Развивать талант убедительно сообщать тем, кто рядом, об их исключительности и значимости. Я уверена, что эти действия приводят к счастью. Люблю вопросы: и задавать, и отвечать. Ведь жизнь, построенная в форме диалога, не может оказаться скучной. Потому окружаю себя книгами и детьми: у них всегда предостаточно вопросов))))