С одной стороны, мы потратили целый урок на игру. "Это же 9 класс"-, возразите вы мне. Выпускной. А им экзамен сдавать, к сочинению готовиться, и
вообще, мало ли тем, которые надо закрепить, повторить, вместо того, чтобы
бегать по коридорам (к тому же с бегом у них всегда всё было в порядке).
Совершенно верно. Но с другой стороны,
урок литературы в субботу – это всегда
слегка трагедия. И дело не в подростковой лени и усталости. Они даже в субботу
и самостоятельную напишут, и упражнение выполнят, и с изложением справятся. А вот попробуйте сами
однажды поговорить о проблемах лермонтовского поколения, задуматься над
причинами хандры Онегина, разобраться в мотивах Сальери, убивающего Моцарта, когда
за плечами целая учебная неделя, а через несколько часов – выходной. И так вот
по-настоящему попробуйте прочувствовать эти «вечные» вопросы русской классики. Потому
урок литературы требует слегка воодушевлённого настроения, готовности
сочувствовать, искать истину в тексте –
единственно правильных ответов здесь быть не может. А уберите всё это, и
ничего от литературы не останется – только скучная череда формальных вопросов и
таких же ответов.
В эту субботу во время урока мы провели квест. Эта форма
привлекла меня по нескольким причинам. Во-первых, позволяет не сидеть на месте. Во-вторых,
ученики обречены на самостоятельность: они сами принимают решения, вспоминают
ответы, не надеясь на учителя и подготовленных товарищей. В-третьих, это
идеальное мероприятие для субботы, когда во всём левом крыле корпуса проходят
только наши уроки и мы можем свободно перемещаться, никому не мешая.
Такой вот способ повторения материала, изученного за
полугодие. Квест был построен по
принципу «Бегущий город». Для удобства проведения класс делится на команды.
Задача каждой – быстрее остальных собрать все конверты с изображением «своего»
классика и составить картинку из фрагментов. Задача осложнялась тем, что
конверты были спрятаны хорошо (спасибо десятиклассникам: постарались) и важна
была их последовательность.
Итак, по порядку. Капитаны
созданных команд получают запечатанный конверт с изображением Грибоедова,
Пушкина или Лермонтова. Три классика– три команды. Теперь они будут искать
конверты только с таким изображением. Кроме портрета, на первом конверте qr-код квеста «Игра в
классики». Проходим по ссылке и начинаем игру.
Обычная ссылка на квест: http://drkvest.ru/view.php?id=3541389683i7q&view=1
Мобильная ссылка на квест: http://drkvest.ru/view_m.php?id=3541389683i7q&view=1
1 уровень посвящён
Древнерусской литературе. Команда отвечает на тот вопрос, который следует после
фамилии заданного конвертом классика.
Грибоедов: Кто не
принимает участие в действиях, описанных в «Слове о полку Игореве»? Ярославна, князь Владимир, Овлур, хан Гонзак,
князь Всеволод
Пушкин: В каком
году происходя события, описанные в «Слове о полку Игореве»?
1185, 1187, 1105.
Лермонтов: С
какими племенами воюет князь Игорь?
Вводим правильный ответ для перехода на
2 уровень:
Три высказывания принадлежат
одному персонажу. Напишите имя того, кому принадлежит одно «лишнее».
« Злые языки страшнее
пистолета», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «С чувством, с
толком, с расстановкой», «Собрать бы книги все да сжечь».
3 уровень:
Заполните пропуски:
Дата
|
Событие
|
1789 – 1811
|
Детство
|
Царскосельский лицей
|
|
1818 -1820
|
Петербург
|
Южная ссылка
|
|
1824 – 1826
|
Михайловское
|
1826 – 1830
|
Петербург
|
Первая Болдинская осень
|
|
1831 – 1834
|
Петербург
|
1834 – 1836
|
Последние годы
|
Ответом станет сумма пропущенных цифр.
4 уровень посвящён
биографии М. Ю. Лермонтова. Пять слайдов идут по кругу с интервалом в 30
секунд. Каждый слайд состоит из четырёх картинок, которые объединяет одна идея
- определённый этап биографии Лермонтова. Вспомнив таким образом жизнь поэта, получаем
конверт с паролем «занимайся чтением» - его и вводим в поле ответа.
5 уровень:
Здесь необходимо вспомнить пройденные тексты.
Петрушка, вечно ты с обновкой, с
разодранным локтём.
Достань-ка ….
Мой дядя самых …. правил,
Когда не в шутку занемог
….всё: Вас оскорбит
Печальной тайны объясненье
Вставьте пропуски и напишите источник этих отрывков
(название произведения).
Кодовым словом станет комбинация из шести букв (начальные
буквы вставленных слов и начальные буквы названий произведений). Например:
ПТЛГОГ
Финиш! В найденных
конвертах, как и в первом, были фрагменты одной картинки-фотографии классика
мировой литературы. Найдя все 5 кусочков, их надо собрать, сфотографировать и опубликовать
в инстаграме с #игра_в_классики. Команда, чья фотография появилась первой,
признаётся победителем.
На мой взгляд, очевидными плюсами этого мероприятия можно
считать следующее. Во-первых, ребятам было интересно:qr-код, инстаграм – это всё прочно вошло
в нашу жизнь, и использование таких «штук» позволяет намекнуть, что литература
классическая не противоречит жизни современной; ещё оказалось, что на уроке
литературы можно бегать, а не сидеть. Во-вторых, очень сильный положительный
эффект произвело привлечение старшеклассников. Они не только добросовестно попрятали
доверенные им конверты, но являлись и «хранителями» одного из них. Для того
чтобы получить нужный команде конверт из кармана десятиклассника, надо было
ответить на его вопросы по литературе. И понимаете, когда тебе говорит «как, ты
не помнишь год рождения Лермонтова?» не учитель, а старшеклассник, Лермонтов
становится чуть другим. В-третьих, это всё-таки возможность вспомнить пройденное
перед уходом на каникулы.
В ходе работы стали очевидными следующие минусы. Во-первых, сложно оценивать. Кто-то сделал быстрее всё,
кто-то качественнее, у кого-то надолго «завис» телефон. Во-вторых, скорость
выполнения заданий, безусловно, снижает качество их выполнения. Но именно
скорость задавала динамику. И потом, у нас есть только 40 минут. Но думаю, что
и это противоречие можно будет разрешить. В-третьих, людей в командах должно
быть меньше. Это стало ясно с самого начала. Не больше четырёх, иначе не всем
удаётся проявиться в полной мере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий