Translate

среда, 23 декабря 2015 г.

Литература как способ передвижения, или Игра в классики.

С одной стороны, мы потратили целый урок на игру.  "Это же 9 класс"-, возразите вы мне.  Выпускной. А им  экзамен сдавать, к сочинению готовиться, и вообще, мало ли тем, которые надо закрепить, повторить, вместо того, чтобы бегать по коридорам (к тому же с бегом у них всегда всё было в порядке). Совершенно верно. Но с другой стороны,

 урок литературы в субботу – это всегда слегка трагедия. И дело не в подростковой лени и усталости. Они даже в субботу и самостоятельную напишут, и упражнение выполнят, и  с изложением справятся. А вот попробуйте сами однажды поговорить о проблемах лермонтовского поколения, задуматься над причинами хандры Онегина, разобраться в мотивах Сальери, убивающего Моцарта, когда за плечами целая учебная неделя, а через несколько часов – выходной. И так вот по-настоящему попробуйте прочувствовать эти «вечные» вопросы русской классики. Потому урок литературы требует слегка воодушевлённого настроения, готовности сочувствовать, искать истину в тексте –  единственно правильных ответов здесь быть не может. А уберите всё это, и ничего от литературы не останется – только скучная череда формальных вопросов и таких же ответов.  

В эту субботу во время урока мы провели квест. Эта форма привлекла меня по нескольким причинам. Во-первых,  позволяет не сидеть на месте. Во-вторых, ученики обречены на самостоятельность: они сами принимают решения, вспоминают ответы, не надеясь на учителя и подготовленных товарищей. В-третьих, это идеальное мероприятие для субботы, когда во всём левом крыле корпуса проходят только наши уроки и мы можем свободно перемещаться, никому не мешая.

Такой вот способ повторения материала, изученного за полугодие.  Квест был построен по принципу «Бегущий город». Для удобства проведения класс делится на команды. Задача каждой – быстрее остальных собрать все конверты с изображением «своего» классика и составить картинку из фрагментов. Задача осложнялась тем, что конверты были спрятаны хорошо (спасибо десятиклассникам: постарались) и важна была их последовательность.

Итак, по порядку. Капитаны созданных команд получают запечатанный конверт с изображением Грибоедова, Пушкина или Лермонтова. Три классика– три команды. Теперь они будут искать конверты только с таким изображением. Кроме портрета, на первом конверте qr-код квеста «Игра в классики». Проходим по ссылке и начинаем игру.
Обычная ссылка на квест:  http://drkvest.ru/view.php?id=3541389683i7q&view=1
Мобильная ссылка на квест: http://drkvest.ru/view_m.php?id=3541389683i7q&view=1
1 уровень посвящён Древнерусской литературе. Команда отвечает на тот вопрос, который следует после фамилии заданного конвертом классика.

Грибоедов: Кто не принимает участие в действиях, описанных в «Слове о полку Игореве»?  Ярославна, князь Владимир, Овлур, хан Гонзак, князь Всеволод

Пушкин: В каком году происходя события, описанные в «Слове о полку Игореве»?
1185, 1187, 1105.

Лермонтов: С какими племенами воюет князь Игорь?

Вводим правильный ответ для перехода на
2 уровень:

Три высказывания принадлежат одному персонажу. Напишите имя того, кому принадлежит одно «лишнее».

 « Злые языки страшнее пистолета», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «С чувством, с толком, с расстановкой», «Собрать бы книги все да сжечь». 

3 уровень:

Заполните пропуски:
Дата
Событие
1789 – 1811
Детство

Царскосельский лицей
1818 -1820
Петербург

Южная ссылка
1824 – 1826
Михайловское
1826 – 1830
Петербург

Первая Болдинская осень
1831 – 1834
Петербург
1834 – 1836
Последние годы
Ответом станет сумма пропущенных цифр.

4 уровень посвящён биографии М. Ю. Лермонтова. Пять слайдов идут по кругу с интервалом в 30 секунд. Каждый слайд состоит из четырёх картинок, которые объединяет одна идея - определённый этап биографии Лермонтова. Вспомнив таким образом жизнь поэта, получаем конверт с паролем «занимайся чтением» - его и вводим в поле ответа.

5 уровень:
Здесь необходимо вспомнить пройденные тексты.

Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтём.
Достань-ка ….

Мой дядя самых …. правил,
Когда не в шутку занемог

….всё: Вас оскорбит
Печальной тайны объясненье

Вставьте пропуски и напишите источник этих отрывков (название произведения).
Кодовым словом станет комбинация из шести букв (начальные буквы вставленных слов и начальные буквы названий произведений). Например: ПТЛГОГ

Финиш!  В найденных конвертах, как и в первом, были фрагменты одной картинки-фотографии классика мировой литературы. Найдя все 5 кусочков, их  надо собрать, сфотографировать и опубликовать в инстаграме с #игра_в_классики. Команда, чья фотография появилась первой, признаётся победителем.

На мой взгляд, очевидными плюсами этого мероприятия можно считать следующее. Во-первых, ребятам было интересно:qr-код, инстаграм – это всё прочно вошло в нашу жизнь, и использование таких «штук» позволяет намекнуть, что литература классическая не противоречит жизни современной; ещё оказалось, что на уроке литературы можно бегать, а не сидеть. Во-вторых, очень сильный положительный эффект произвело привлечение старшеклассников. Они не только добросовестно попрятали доверенные им конверты, но являлись и «хранителями» одного из них. Для того чтобы получить нужный команде конверт из кармана десятиклассника, надо было ответить на его вопросы по литературе. И понимаете, когда тебе говорит «как, ты не помнишь год рождения Лермонтова?» не учитель, а старшеклассник, Лермонтов становится чуть другим. В-третьих, это всё-таки возможность вспомнить пройденное перед уходом на каникулы.  

В ходе работы стали очевидными следующие минусы. Во-первых,  сложно оценивать. Кто-то сделал быстрее всё, кто-то качественнее, у кого-то надолго «завис» телефон. Во-вторых, скорость выполнения заданий, безусловно, снижает качество их выполнения. Но именно скорость задавала динамику. И потом, у нас есть только 40 минут. Но думаю, что и это противоречие можно будет разрешить. В-третьих, людей в командах должно быть меньше. Это стало ясно с самого начала. Не больше четырёх, иначе не всем удаётся проявиться в полной мере. 

Чтобы оставался устойчивый интерес к предмету, подобные мероприятия, на мой взгляд,   должны проводиться нечасто, но с определённой регулярностью. Ведь именно возможность выйти за рамки урока становится способом  принятия русской классики не только в качестве учебной дисциплины, цель освоения которой – оценка, но и в качестве средства достижения жизненных целей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
"Людей неинтересных в мире нет..." Обрести способность видеть необыкновенность твоего ближнего. Развивать талант убедительно сообщать тем, кто рядом, об их исключительности и значимости. Я уверена, что эти действия приводят к счастью. Люблю вопросы: и задавать, и отвечать. Ведь жизнь, построенная в форме диалога, не может оказаться скучной. Потому окружаю себя книгами и детьми: у них всегда предостаточно вопросов))))