Translate

четверг, 12 марта 2015 г.

Зачёт по русскому языку (9 класс)

Ещё раз о структуре зачёта. Два билета: теоретический и практический. В первом - два вопроса. Во втором - три задания. Ниже вопросы, из которых будут формироваться билеты. Желаю хорошей подготовки.

Теоретические вопросы к зачёту по русскому языку (9 класс)

  1. Подчинительные союзы
  2. Сложноподчинённое предложение.
  3. СПП с придаточным определительным.
  4. СПП с придаточным изъяснительным.
  5. СПП с придаточными обстоятельственными.
  6. СПП с придаточным времени.
  7. СПП с придаточным места.
  8. СПП с придаточным условия.
  9. СПП с придаточным причины.
  10. СПП с придаточным уступки.
  11. СПП с придаточным образа действия и степени.
  12. СПП с придаточным следствия.
  13. СПП с несколькими видами придаточных. Типы подчинения.
  14. СПП с последовательным подчинением.
  15. СПП с последовательным подчинением.
  16.  СПП с однородным подчинением.
  17. Пунктуация в СПП при двух союзах, стоящих рядом.
  18. Бессоюзное сложное предложение.
  19. Запятая и точка с запятой в БСП.
  20. Двоеточие в БСП.
  21. Тире в БСП.
Практические задания
Часть I
Расставить пропущенные знаки препинания в БСП, объяснить условия их выбора.
1) Дома Фому встретили торжественно отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания.
2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой  насекомые спят многие цветы ещё не раскрыли венчиков.
3) Ругаться будут  не бойся.
 4) Он гость я хозяин.
5) Метель не утихала небо не прояснялось.
6) Двери, окна отворены настежь в саду не шелохнётся лист.
7) Наступила тишина природа словно подозрительно прислушивалась.
8) Я с детства не любил овал я с детства угол рисовал.
9) Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка.
10) Коля смутился весь этот допрос был ему неприятен, тягостен.
11) Я закрываю глаза и тогда вижу вот я отворяю калитку, вхожу в сад.
12) Только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг.
13) Вы видите первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар.
14) Ветер подул с юга будет дождь.
15) Его глаза никогда не смотрят просто  они все высматривают да подсматривают.
16) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев  на землю сыплются капли дождя.
17) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо ответа не было.
18) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой  сон сразу прошел.
19) Спесивому кланяться он пуще чванится.

Часть II
Переписать предложение, расставить пропущенные запятые. Составить вертикальную схему, определить вид каждого придаточного и тип подчинения.
1. Я понимал что лежу в постели что я бредил и что я болен. 
2. Я тем завидую кто жизнь провел в бою кто защищал великую идею.
3. Мы вспоминаем час великий тот когда впервые замолчали пушки когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке.
4. Я верю что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. 
5. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу где стояли фуры и где был перевязочный пункт. 
6. Когда дождик пошел и все вокруг засверкало мы по тропе вышли из леса. 
7. Как только жара свалила в лесу стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нем не хотелось.
8. Быть бы нашим странникам под родною крышею если б знать могли они что творилось с Гришею.
9. Элен улыбнулась с таким видом который говорил что она не допускала возможности чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. 
10. Всякий кто в жизни боролся за счастье быть самим собой знает что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности с которой идет искатель к цели.
11. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух.
12. Нас предупредили что если будет плохая погода экскурсия не состоится.
13. Ночь кончилась и когда взошло солнце вся природа ожила.
14. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.
15. Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.
16. Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло
17. Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире
18. Ровно в третий день после моего рождения в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой.
19. Буду работать  пока у меня пальцы смогут держать перо  и пока не остановится сердце, переполненное ощущением жизни.

Часть III

1. Среди предложений 4–7 найдите сложные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.(6)Кем я только не был!(7)И Филиппком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся.


2. Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.(9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории.(10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

3. Среди предложений 9–15 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого предложения.
– (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится! – скомандовала Анна Николаевна.(10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками.(11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила: – (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить?(14)Я не успел подумать о самом страшном для меня во всём магазине, как Анна Николаевна воскликнула, смеясь: – (15)Скелет продаётся?

4. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. (2)И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с матерью. (3)Она не жалуется, значит, ей хорошо.(4)Я никогда не видел слёз своей матери. (5)Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. (6)Я не знал, что это было милосердием, которое она оказывала мне.

5. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
7)В детстве мы легко принимаем от матери жертвы, всё время требуем жертв. (8)А то, что это жестоко, узнаём позже – от своих детей. (9)«Золотые дни» не вечны, на смену им приходят «суровые дни», когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. (10)И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, а если он и есть, то у него другая прекрасная дама – с косичками, с капризно надутыми губами, с кляксой на платье...


6. Среди предложений 21–27 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил новую вату, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25)Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».

7. Среди предложений 7–12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то. (9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.

8. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.             – (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков. (10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. 


9. Среди предложений 33–39 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул. – (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев. – (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места. (39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. 

10. Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас. – (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева. (57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

11. Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос: – (14)Ты её любишь? – (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

12. Среди предложений  18—22  найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
(18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей. (20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? (21)И дремлет, слегка покрякивая, кряква: лисица к этой кочке уже не придёт. (22)А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить.

13. Среди предложений 14—20 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным  (неоднородным) присоединением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(14)И лисица, злобно повизгивая, каталась по траве, вытиралась, вскакивала, встряхиваясь, и опять ёрзала то одним ухом, то другим по траве. (15)Такой уж у неё характер: на себе она и шерстинки грязной не потерпит. (16)А глупая кряква, облетев порядочный круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала. (17)Что ж, всякий защищает своих детёнышей так, как умеет. (18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей. (20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем?

14. Среди предложений 34–37 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(34)Но страх, наверное, не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (35)И долго ещё всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить, потому что не умела ласкаться. (36)Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. (37)Но этого было мало, это не могло выразить её восторга, благодарности и любви.

15. Среди предложений 9–14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(9)Девочка звала собаку к себе: — (10)Кусачка, пойди ко мне! (11)Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (12)Сахару хочешь?(13) Ну, пойди же! (14)Но Кусака не шла: боялась.


16. Среди предложений 1—6 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Сугроб под ёлкой, на которой было беличье гнездо, давно уже растаял, и ворчливый медведь, зевая и почёсываясь, вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени. (2)Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке, хотя он ей никакого вреда не сделал. (3)Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела. (4)Дымка выговорила всё, что, по её мнению, полагалось, и снова попрыгала по веткам. (5)А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса… — (6)Эту, что ли, валить? — спрашивал один голос.

17. Среди предложений  24—30  найдите сложное  бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(24)Пёстрое птичье яичко мелькнуло в воздухе, ударилось о ствол ёлки. (25)Дымка выронила яйцо, которое несла детям. (26)Не до яйца теперь! (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети! (29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. 

18. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить. – (13)Ну, нам с тобой делить нечего, – отвечал Трифон Петрович, улыбаясь. – (14)Прямо с тобой душа отошла, – говорила Поликарповна, – а то уж в людей вера пропадать стала. – (15)Вера в человека – это самая большая вещь, – отзывался Трифон Петрович. – (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.


19. Среди предложений 18–25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
– (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая. (19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести. (21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза: – (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
"Людей неинтересных в мире нет..." Обрести способность видеть необыкновенность твоего ближнего. Развивать талант убедительно сообщать тем, кто рядом, об их исключительности и значимости. Я уверена, что эти действия приводят к счастью. Люблю вопросы: и задавать, и отвечать. Ведь жизнь, построенная в форме диалога, не может оказаться скучной. Потому окружаю себя книгами и детьми: у них всегда предостаточно вопросов))))