Translate

пятница, 19 октября 2012 г.

Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения: традиционные ценности и современный мир


Мой вчерашний день прошёл под знаком Кирилла и Мефодия. Я присутствовала на XVIII Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях. Ради этого я после первого урока (не без огорчения) оставила своих детей и отправилась на Красную, 5. Когда я вошла в зал, то была удивлена тому, как много людей. Зал полон. И люди разные: серьёзные тётеньки, степенные священники, осанистые казаки... Понимание того, где я, с кем и для чего, пришло позже и постепенно. Первый вопрос, который я задала самой себе (больше было некому на тот момент): что это такое? Для чего нас здесь собрали? Написанная статья - попытка ответить самой себе на поставленные вопросы. Не претендую на точность и объективность - хочу написать о том, что действительно задело, оставило след.
     Мой вчерашний день сопровождали открытия новых, давно известных многим, фактов. Оказалось, что то, о чём я размышляю, чего ожидаю, уже есть, совершается, и не недавно. Я говорю об объединении сил государства и церкви, направленных на воспитание, образование детей. Я не способна сейчас поднять пласт историко-философских размышлений о том,  едины ли церковь и государство, кто кому из них должен подчиняться и т.д. Я просто чувствую и знаю (всегда чувствовала и знала), что без нравственного воспитания человек не будет счастлив, общество без идеологии будет деградировать. И по-моему, в нашем несовершенном мире лучшая идеология - та, что основывается на религии. Потому  я и заинтересовалась этим мероприятием, что увидела сидящих рядом митрополита Исидора и министра образования и науки Краснодарского края Наумову Наталию Александровну. Потому и  осталась до самого конца, что начала понимать силу, которая кроется в этом сотрудничестве. 
     Чтения состояли из двух частей. Первая, общая для всех, длилась с 10.00 до 13.00. В течение этого времени выступали  митрополит Исидор,  епископ Ейский Герман, Наумова Наталия Александровна, отец Александр Игнатов...  Тема выступлений у всех была одна: как сохранить традиционные ценности в современном мире и стоит ли. Не скажу, что услышала что-то принципиально новое (выдвигались-то традиционные ценности, известные мне по книжкам), но это так важно, что об этом говорят, что это слышит так много людей. Я считаю верным то, что понятия образования теперь неразрывно связывают с духовно-нравственным воспитанием, что взят этот курс на воспитание в ребёнке Человека, а не умного, успешного и хладнокровного филистера. Неоднократно подчёркивалась роль учителя, который отныне призван являть ребёнку тот образ, который ожидают увидеть в качестве результата в ученике. 
     Самым информационным, на мой взгляд, было выступление о. Александра Игнатова. Он делился результатами работы за год, сравнивал поставленные год назад цели с реальным положением вещей. И звучало всё это довольно-таки оптимистично. Было неожиданно для меня узнать, что Православная церковь приняла решение крестить человека только после прохождения тем приходской катехизации - подготовки к крещению. По-моему, это очень здраво - крестить того, кто действительно понимает, на что он решается, Кому себя посвящает. Я ещё раз убедилась в негативном отношении церкви к ювенальной юстиции, попытке государства контролировать взаимоотношения в семье, меня ободрила конкретная и бескомпромиссная позиция церкви, готовой отстаивать права родителей и ребёнка, права на независимое существование семьи. Из озвученных целей на этот год меня больше всего впечатлило предложение готовить специалистов-педагогов по ОРКСЭ. По-моему, это поднимет этот предмет на новый уровень, что необходимо, так как у него огромный потенциал. Ведь это  своего рода подготовка детей к восприятию философии. На этих уроках мы затрагиваем сложные и требующие вдумчивой работы вопросы. Если выработать чёткую и продуманную методику, то содержание этого предмета позволит достигать таких целей, как формирование осознанного интересе к учёбе и жизни у ребёнка,  нейтрализация потребительского отношения к окружающим. 
     После перерыва, в 14.00, мы разошлись по секция. Само собой, я выбрала секцию "Духовно-нравственное воспитание и образование". До 15.30 выступали  учителя, которые в заключение выдвигали предложения по усилению дальнейшей воспитательной работы. Больше всего мне запомнились два выступления, на верное, потому что задели те вопросы, ответы на которые я ищу в последнее время. Полякова Ирина Николаевна говорила о практической стороне преподавания курса ОРКСЭ. Из её выступления я взяла для себя следующие идеи, замечания: 1) нельзя давать ученикам готовые понятия - духовные ценности не усваиваются через запоминание - но устраивать особую атмосферу, в которой эти понятия станут видимыми и осязаемыми; 2) приближать ученика к тому, чтобы он научился чувствовать и отличать боль души, познакомить учеников со своей душой; 3) разрабатывать родительские уроки, так как главный пример для ребёнка - это его родители, то с последними надо проводить специальную работу, которая будет повышать эффективность уроков ОРКСЭ. Шашурина Виктория Викторовна говорила об интернет-зависимости современных детей и выдвинула на защиту предложение ограничивать пользование мобильными телефонами в общеобразовательных учреждениях, так как, по результатам социологических опросов, дети пользуются ими в большей степени для выхода в интернет, что не только свидетельствует о интернет-зависимости, но и приводит к ней. Я нахожу это очень важным и от всей души желаю, чтобы однажды это произошло. 
    В 16.00 мы встретились в зале для подведения итогов. Был зачитан примерный список целей, на достижение которых будет вестись работа в этом году. Кстати, идея об ограничении на пользование телефонами была туда внесена. 
    Может быть, многие темы, поднятые на этих чтениях, и чересчур объёмны, глобальны для простого учителя... Но я после этой встречи ещё раз осознала важность своей профессии, ощутила немалый вес ответственности и, самое главное, - почувствовала (не скажу - поняла

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
"Людей неинтересных в мире нет..." Обрести способность видеть необыкновенность твоего ближнего. Развивать талант убедительно сообщать тем, кто рядом, об их исключительности и значимости. Я уверена, что эти действия приводят к счастью. Люблю вопросы: и задавать, и отвечать. Ведь жизнь, построенная в форме диалога, не может оказаться скучной. Потому окружаю себя книгами и детьми: у них всегда предостаточно вопросов))))