Translate

четверг, 26 февраля 2015 г.

А ты сегодня обманывал?

Разве это не естественно: соврать, боясь наказания? Или: недосказать, чтобы не портить свою репутацию? Вполне естественно и оправданно. Своего рода инстинкт самосохранения. Уж лучше немножечко приврать и сохранить привычный комфорт, чем решиться говорить правду, которая редко бывает удобной и приятной.
    Работая с подростками, я регулярно встречаюсь с ложью. Мелкой, ненужной, очевидной. Бывает, и правда-то не так страшна и преступна, но всё равно врут. (Неужели по привычке?) Никогда не умела врать. Даже когда пыталась, пылающие щёки и неестественно высокий голос выдавали меня с головой. Может, потому и не люблю неправду: как что-то так и не поддавшееся мне, неусвоенное. (Редко нам нравится то, в чём мы неуспешны.)
    Эфемерные "хорошо" и "плохо" в последнее время "не срабатывают". Действительно, ну кто сказал, что обманывать - это "плохо"? Очень даже хорошо: просто и выгодно. А ещё прекрасно известно: не пойман - не вор. И потому хочется мне поговорить об обмане не в контексте нравственности. Но: так ли это выгодно и удобно - лгать?
    Итак. Что нас вынуждает говорить неправду?
    Во-первых, страх наказания. Тот, у которого глаза велики. Не сделал домашнюю работу. (С кем не бывает!)  Ну вот. Сейчас поставит двойку. Напишет что-нибудь в дневнике. Позвонит родителям. В четверти выйдет "трояк". Отберут планшет/ноутбук/телефон. Что делать? Уж точно не признаваться! Списать. Поменяться тетрадью с товарищем. Выдумать небылицу о разлитом чае/внезапной болезни/потерянном учебнике. А потом бояться вдвойне сильнее. Ведь если обман раскроется, то самое наказание вырастет раза в два.
    Во-вторых, желание выгоды. Послушайте меня. Мне ужасно нужна "4" в четверти. Я всё вам расскажу-перескажу. Всё, что прочитал в кратком содержании, конечно. Но об этом вам знать не надо. Поэтому ближе к делу. Видите, как хорошо я знаю сюжет. Прочитал книгу на одном дыхании. Да, конечно, мне понравились "Мёртвые души". Да-да, особенно 6 глава. Это лучшее, что я читал за свои неполные 16. Да, конечно, Гоголь велик. Я с вами полностью согласен. Поставьте в дневник, пожалуйста, оценку. "А как звали Собакевича?.."
   В-третьих, нежелание трудиться. А... я сделал то же задание, что и он... А! я же на первом ряду на том уроке сидел. Ага. И я. Ну, и мы. "Ребят, на первом ряду только 6 мест. А вас, простите, 16". М-да. "Дневники. На стол".
   В-четвёртых. Простое непонимание того, чем является обман. Это НЕправда. Искажение смысла. Неуважение к тому, кого обманываешь. Не бывает лжи маленькой и большой. Обманывая по чуть-чуть, ты зарабатываешь себе устойчивый иммунитет ко всяким укорам совести. Ну, обманул. Ну, прокатило же? И кому я сделал плохо? Только хорошо. Себе. Ой. А сегодня снова наврал. Кому-то из-за меня попало. Ничего, никто не узнает. А тому так и надо. Есть одно "но". Привычка врать порождает привычку бояться разоблачения. А этот страх снова вынуждает лгать. И так далее.
    А теперь по-честному. Вот наказание (заслуженное!), о котором ты забудешь завтра. Ладно, если сильно попал, то в конце года. А вот доверие (драгоценное), которое ты потерял. Тебе просто не верят. О несделанной "домашке", о четвертной "3" уже забыли давным-давно, а вот не доверяют тебе. Или доверяют, но так, с опаской. Сам подумай. САМ.
   "Честь" и "честность" - слова однокоренные. Если ты обманываешь, о какой чести идёт речь?Ах, честь не в моде нынче. Но тогда о каком мужестве можно говорить?  Или есть какая-то другая честь? Модная. Которая позволяет недоговаривать. Ставить личную выгоду выше правды. И сиюминутное удобство выше отношений. Посмотри дальше своего носа. Дальше сегодняшнего дня. Посеянная морковка обещает урожай морковки. Что обещает посеянная ложь? (А всякая неправда - ложь). И кому ты врёшь на самом деле? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
"Людей неинтересных в мире нет..." Обрести способность видеть необыкновенность твоего ближнего. Развивать талант убедительно сообщать тем, кто рядом, об их исключительности и значимости. Я уверена, что эти действия приводят к счастью. Люблю вопросы: и задавать, и отвечать. Ведь жизнь, построенная в форме диалога, не может оказаться скучной. Потому окружаю себя книгами и детьми: у них всегда предостаточно вопросов))))