Translate

понедельник, 13 мая 2013 г.

После всего

И всё-таки есть вопросы, которые необходимо решить и нельзя оставить. Наверное, поэтому я продолжаю учить детей и хочу публиковать свои размышления по этому поводу. Что ощущает учитель, оставляя свой класс? Бесконечный и глухой стыд.  Но для меня это  полезно: я поняла, что не всесильна,  не могу делать всё хорошо. Например, я не могу учить детей в начальной школе. Нет, могу, но так плохо, что лучше этого не делать. Эта статья не посвящена ничему конкретному: только попытка понять, кто же такой "учитель" и какое отношение это имеет ко мне.
Теперь я снова учитель русского языка и литературы, кем и была до встречи с 4 В. И учу я снова взрослых детей. Более того - спортсменов. Так что направленность записей в моём блоге немного изменилась.

Повторюсь: мне по-прежнему неприятно и стыдно: перед учениками, их родителями, перед директором и самой собой. Возможно, это неактуально, бесполезно и глупо,  но знаю, что это чувство будет со мной всегда. Все эти несбывшееся мечты, обманутые надежды, расставание с теми, кого полюбил, но не хватило сил эту любовь проявить...

А ведь я всегда знала, чего они ждали от меня и какой я должна была быть для них, ради них.
Просто это требовало столько усилий и перемен, что я решила сбежать"У меня осталась всего одна обойма, и меня взяла тоска"

Я считаю, что не бывает хороших учителей и плохих. Есть настоящие учителя и просто.
Настоящий учитель вызывает восторг и желание подражать. В нём удивительно сочетаются строгость и снисходительность. И он никогда не перепутает их местами. После его урока хочется прочитать все книги, посвящённые его предмету, хочется знать этот предмет лучше всех в мире. Выходя к доске на его уроке, не желаешь провалиться под землю, потому что знаешь: он не позволит тебе оказаться в неловкой ситуации, он поможет, подскажет, выручит. Никогда не унизит и не оскорбит. Идя к нему на урок, уверен, что ты для него важнее твоей оценки. В том смысле, что твой учитель не любит только отличников и презирает троечников. И твой учитель способен вселить в тебя уверенность, что ты - можешь. Настоящий учитель верит в способности своих учеников. И при всём этом у него остаются силы и время учить.


Наверное, я слишком идеализирую образ учителя. В жизни, как обычно это бывает, всё проще. Но меня воспитала русская литература и на меньшее я не могу согласиться.

Никак не могу понять, что приоритетнее: образование или воспитание. В идеале, понятно, всё вместе. Да и в реальности всё понятно: воспитывают родители, и их внимания и влияния не заменит ни один учитель, ни все учителя. Но объяснять материал и не влиять при этом на учеников?.. Это невозможно. Тогда важно понять природу этого влияния.

Ну, как можно провести урок литературы по плану?! Разве можно предугадать и запланировать результат нашего общения, наших размышлений?.. Конечно, мои коллеги возразят мне, что у урока должна быть цель, но я познала радость "бесцельных" уроков. Есть такие удивительные уроки, очень живые, которые создаёт не учитель, а весь класс, которому безразлично всё, что мы там пишем в журнале. Эти уроки строятся вокруг мысли, вокруг идеи. Их никак нельзя уложить в рамки конспекта! И невозможно повторить. Потому что это разговор, размышление, поиск. Обычно именно после таких "бесцельных" уроков я слышу дорогие слова "хм. интересно. надо прочитать".

И так никогда не получится, если учитель будет закрытым и строгим. А ведь именно тогда чувствуешь себя уютнее всего. Защищённость. Стоит проявить самого себя, высказать своё, не правильное, а своё (!) отношение, как ты становишься уязвимым. И за все слова ты ответишь. И чем правдивее они будут, тем требовательнее будут спрашивать. Когда ты говоришь по написанному, "по программе", у тебя всегда есть возможность скрыться, избежать ответственности за свои слова. А сколько всего приходится говорить учителю литературы! И тогда понятия чести, верности, любви, ответственности, добра становятся размытыми, абстрактными, всеобщими. Ведь они лишаются личностной окраски, становятся лишь терминами, которыми пользовались Толстой и Достоевский. Тогда можно их употреблять,  не относясь к ним никак.

И пусть за урок, который будет у нас завтра, мои спортсмены не поймут, что отказ от справедливости драгоценнее справедливости, но они будут знать, что нет готового и верного ответа. Есть только твой ответ, который будет проверен.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Обо мне

Моя фотография
"Людей неинтересных в мире нет..." Обрести способность видеть необыкновенность твоего ближнего. Развивать талант убедительно сообщать тем, кто рядом, об их исключительности и значимости. Я уверена, что эти действия приводят к счастью. Люблю вопросы: и задавать, и отвечать. Ведь жизнь, построенная в форме диалога, не может оказаться скучной. Потому окружаю себя книгами и детьми: у них всегда предостаточно вопросов))))