
Итак. Пушкин... Что он для нас, нынешних? Пророк, поэт, привычка?..
Пушкин как привычка русского сознания.
Цели урока: знакомство учащихся с русской прозой конца 20
века;
практика
внимательного чтения;
развитие творческого мышления.
Задачи урока: углубить знания о понятии «символ»;
прочесть отрывки из повести А. Битова «Фотография Пушкина».
Оборудование: проектор, презентация, рабочая карта урока.
ХОД УРОКА
А какое наслаждение для
мечты русского проникнуть в мир Пушкина!
В. В. Набоков
Слово учителя: Данное занятие представляет собой элемент системы
уроков о точках соприкосновения русской классики и современной прозы.
Существует мнение, что современная литература во многом уступает классической в
плане содержания. Отчасти это так. Но у современной литературы есть одно
неоспоримое преимущество: она современна, то есть говорит с нами на понятном
нам языке, используя актуальные для нашего сознания образы. Сегодня мы
обратимся к творчеству А. С. Пушкина. Образ поэта станет для нас нулевой точкой
отсчёта при анализе пока ещё неизвестной нам повести.
У вас на столах лежат рабочие
карты урока. Перепишите в них эпиграф сегодняшнего занятия.
Беседа с классом: Что вам известно о жизни и творчестве А. С.
Пушкина? (выслушиваем ответы учащихся).
Для того чтобы разобраться с
влиянием Пушкина на сознание русского читателя, нам необходимо опереться на
одно слово. Оно зашифровано в кроссворде.
(Разгадываем кроссворд. Кроссворд
– на доске, вопросы – в карте урока)
Разгадав кроссворд, мы получаем
слово «значение». У многих слов есть не только прямое значение, но и
переносное. Привычное нам звучание слова теперь указывает на единицу другого
содержания. Например (слайды про птиц).
Такие слова называются символами.
Давайте запишем этот термин в карту (слайд 16)
Так вот, именно значение слова «Пушкин»
менялось со временем, указывая не только на конкретного поэта, но и на мифы
сложившиеся о нём (слайд 17).
Подобные трансформации значения
привычного слуху русского человека слова не могли не найти отражение в художественной
литературе. Сейчас мы с вами прочитаем отрывки из повести Андрея Битова
«Фотография Пушкина» и прокомментируем тот образ поэта, который доступен
пониманию главного героя. (Комментированное чтение повести: слайды 18 – 28. По
окончании чтения и обсуждения отвечаем на вопросы: слайд 29).
Думаю, вы не станете спорить с
тем, что эта фантастическая повесть несколько отличается от прочитанных вами
раннее книг. Давайте назовём её основные особенности (слайды 30 – 31). Мы
определяем данное произведение этими факторами потому, что повесть принадлежит
такому литературному направлению, как постмодернизм. Давайте запишем в карты
его характерные черты, которые совпадают с особенностями прочитанной нами
повести (слайд 32).
Подведение итогов: Сегодня мы познакомились с новой точкой зрения
на образ Пушкина, освещённой в повести «Фотография Пушкина». Возможно, это
представление о поэте несколько противоречит вашему, привычному. Чтобы
примирить сложившееся противоречие, предлагаю вам написать дома небольшое
сочинение (5-10 предложений) на одну из предлагаемых тем (слайд 34).
Спасибо за урок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий