26 января у нас прошёл открытый урок. Немного волнительное было мероприятие, но весьма интересное. Тема, безусловно (я понимала это с самого начала), для учеников 9 класса была непростая. Но мы справились))) Конспект урока, к сожалению, не отражает живой беседы - только примерное её направление. О результатах этого занятия я сужу по домашним сочинениям. Лучшие из них скоро будут опубликованы.
Итак. Пушкин... Что он для нас, нынешних? Пророк, поэт, привычка?..
Итак. Пушкин... Что он для нас, нынешних? Пророк, поэт, привычка?..
Пушкин как привычка русского сознания.
Цели урока: знакомство учащихся с русской прозой конца 20
века;
практика
внимательного чтения;
развитие творческого мышления.
Задачи урока: углубить знания о понятии «символ»;
прочесть отрывки из повести А. Битова «Фотография Пушкина».
Оборудование: проектор, презентация, рабочая карта урока.
ХОД УРОКА
А какое наслаждение для
мечты русского проникнуть в мир Пушкина!
В. В. Набоков
Слово учителя: Данное занятие представляет собой элемент системы
уроков о точках соприкосновения русской классики и современной прозы.
Существует мнение, что современная литература во многом уступает классической в
плане содержания. Отчасти это так. Но у современной литературы есть одно
неоспоримое преимущество: она современна, то есть говорит с нами на понятном
нам языке, используя актуальные для нашего сознания образы. Сегодня мы
обратимся к творчеству А. С. Пушкина. Образ поэта станет для нас нулевой точкой
отсчёта при анализе пока ещё неизвестной нам повести.
У вас на столах лежат рабочие
карты урока. Перепишите в них эпиграф сегодняшнего занятия.
Беседа с классом: Что вам известно о жизни и творчестве А. С.
Пушкина? (выслушиваем ответы учащихся).
Для того чтобы разобраться с
влиянием Пушкина на сознание русского читателя, нам необходимо опереться на
одно слово. Оно зашифровано в кроссворде.
(Разгадываем кроссворд. Кроссворд
– на доске, вопросы – в карте урока)
Разгадав кроссворд, мы получаем
слово «значение». У многих слов есть не только прямое значение, но и
переносное. Привычное нам звучание слова теперь указывает на единицу другого
содержания. Например (слайды про птиц).
Такие слова называются символами.
Давайте запишем этот термин в карту (слайд 16)
Так вот, именно значение слова «Пушкин»
менялось со временем, указывая не только на конкретного поэта, но и на мифы
сложившиеся о нём (слайд 17).
Подобные трансформации значения
привычного слуху русского человека слова не могли не найти отражение в художественной
литературе. Сейчас мы с вами прочитаем отрывки из повести Андрея Битова
«Фотография Пушкина» и прокомментируем тот образ поэта, который доступен
пониманию главного героя. (Комментированное чтение повести: слайды 18 – 28. По
окончании чтения и обсуждения отвечаем на вопросы: слайд 29).
Думаю, вы не станете спорить с
тем, что эта фантастическая повесть несколько отличается от прочитанных вами
раннее книг. Давайте назовём её основные особенности (слайды 30 – 31). Мы
определяем данное произведение этими факторами потому, что повесть принадлежит
такому литературному направлению, как постмодернизм. Давайте запишем в карты
его характерные черты, которые совпадают с особенностями прочитанной нами
повести (слайд 32).
Подведение итогов: Сегодня мы познакомились с новой точкой зрения
на образ Пушкина, освещённой в повести «Фотография Пушкина». Возможно, это
представление о поэте несколько противоречит вашему, привычному. Чтобы
примирить сложившееся противоречие, предлагаю вам написать дома небольшое
сочинение (5-10 предложений) на одну из предлагаемых тем (слайд 34).
Спасибо за урок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий